- ПРОИЗВОДСТВО
- (англ. production) – деятельность членов общества по созданию полезного продукта и сопутствующее ему преобразование естественных ресурсов. П. предполагает функционирование в обществе определ. производительных сил, включающих целый ряд элементов и факторов (ресурсов). На всех этапах развития человечества гл. факторами П. традиционно выступали рабочая сила (личный, или чел. фактор) и средства производства (веществ., или материальный фактор). В условиях совр. научно-технич. революции наблюдается усложнение производительных сил: к ним добавляются организация П. (определ. устройство внутренних производств. связей, к-рые обеспечивают единство и последовательность всего процесса П.) и экологический фактор (комплекс проблем, связанный со взаимоотношениями человека и окружающей среды, необходимостью защиты, сохранения и восстановления природы). Последние два фактора включают технологию, информацию, науку, производственную и социальную инфраструктуру. Целью П. является создание необходимых отд. члену обва и об-ву в целом материальных (создание и преобразование экономич. продукта в его материально-веществ. форме) и нематериальных благ (создание сферы услуг, информации, духовных ценностей). П. составляет стержневую часть экономики. П. как основная фаза воспроизводства определяет распределение, обмен и потребление . Однако потребление, будучи зависимым от П., активно на него воздействует через систему обратных связей. Потребление, неудовлетворенные потребности об-ва, человека стимулируют развитие П., изменение его структуры, повышение технич. уровня и др. экономич. параметров. В процессе П. происходит потребление средства произ-ва и рабочей силы, распределение и перераспределение средств произ-ва и трудовых ресурсов по отраслям П., по регионам и т.д., обеспечивается обмен между разными сферами деятельности. В процессе П. люди вступают в отношения, определяемые формой собственности на средства произ-ва. Результатом П. является создание совокупного обществ. продукта, в к-ром в зависимости от назначения производимой продукции выделяют: П. средств произ-ва (тех средств, к-рые затем используют в самом же П.); П. предметов потребления, потребительских товаров и услуг, используемых конечными потребителями; П. информации. Исторически различают натуральное П. (созданный продукт потребляется самим производителем) и товарное П. (созданный продукт предназначен для обмена на рынке).
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.